batayka (batayka) wrote,
batayka
batayka

Свидетели. После премьеры.

23 июля в кинотеатре Формула Кино ЦДМ состоялся премьерный показ фильма «Свидетели» — военно-исторической драмы режиссёра Константина Фама, снятой в память о жертвах Холокоста.

Смотреть новую историю о войне я отправилась вместе с подружкой Леной, которая работает художником по костюмам в различных театральных и кино проектах.




Фильм состоит из трёх последовательных киноновелл: «Туфельки», «Брут» и «Скрипка», объединённых общей историей, о чем зритель узнает ближе в концу фильма.


1. Туфельки.
Первая новелла обескураживает тем, что на экране мы видим только туфли. Мужские, женские, детские.
И ноги. Осторожные, предвкушающие, влюбленные, счастливые, ненавидящие, тревожные, обреченные. Живые и ...
Здесь нет диалогов. Здесь нет лиц. Только туфли, ноги и музыка.

Точное и молчаливое попадание, на мой взгляд - показать ужас Холокоста через историю красных женских туфелек, которая начинается в витрине магазина, а заканчивается в витрине мемориального комплекса Освенцим.
Читала, что именно в этом мемориальном комплексе, около витрины с тысячами пар обуви погибших в концлагере узников, и возникла идея создания этой картины.


2. Брут.
"Собаку перевоспитать можно. Еврея перевоспитать нельзя" - приблизительно так говорит в фильме немецкий офицер, герой Филиппа Янковского.

Самая тяжелая для меня часть фильма. История циничного перевоспитания немецкой овчарки в убийцу. Обыденная жизнь людей-убийц. И трагедия пса, любовь в котором оказалась все-таки сильнее инстинкта.

Не могу не отметить, что показались грубыми противопоставления "гуманный зверь - зверский человек", "хозяйка-еврейка и немецкая овчарка". Для меня недосказанность и возможность дополнить картинку важнее прямого методичного высказывания. Вижу в этом элемент "дрессировки" и насилия моего сознания, что неизбежно вызывает ощущение протеста.


3. Скрипка.
Третья новелла и третий свидетель - скрипка. Она не только проходит вместе со своими владельцами через все ужасы войны, не только объединяет все три новеллы в одну большую рану по имени "Холокост", но и связывает прошлое с настоящим. Ставит вопросы на будущее.
Смогут ли примириться друг с другом потомки убийц и убиенных? Окажется ли любовь сильнее ненависти и мести? Открытый вопрос, которым заканчивается еще один фильм о войне.

"Чтобы тебя услышали - нужно стать музыкой" - таков слоган фильма.
Музыка и скрипка являются здесь полноправными героями. И в финале фильма мы видим и слышим скрипку в сопровождении оркестра на фоне Стены Плача (кстати, впервые международная съёмочная группа получила разрешение на съёмки в этом святом месте).

Но всякая ли музыка "говорит"? Какая музыка с большей вероятностью будет услышана и воспринята сердцем? И здесь я не только о музыке, я об общем посыле, энергетике и целостности картины.
Мне показалось, что некоторые неточности в костюмах, перебор "стекла по душе", а в каких то местах - "гвоздей в мозг", заставляют закрываться, вызывают желание побыстрее досмотреть и уйти в свое теплое уютное "сегодня".

Кстати, о неточностях в костюмах. Подруга-профи сразу увидела в одном кадре обувь из разных годов: туфли 40-х, кеды 70-х и новехонькие сегодняшние туфли из искусственной кожи. А еще коврик из "Икеи", ужасную посадку костюмов на немецких офицерах, которой по определению быть не могло. Мне кажется, она сказала очень верную фразу: костюмы как будто подбирали без любви.

Я, конечно, на все это никакого внимания не обратила, но мне тоже будто чего-то не хватило. Может, тоже любви? А, может, уже наступила перенасыщенность темой? А, может, нечаянным гвоздем застрял в сознании диалог героев про 6 миллионов убитых "просто так" евреев, и 20 миллионов "так же просто" убитых советских солдат?

Не знаю. Все это сложно. Жалею ли я, что посмотрела этот фильм? Нет.
Рекомендую ли его смотреть? Да. Если не смотрели "Собибор" - обязательно. Если смотрели - будьте готовы к неизбежному сравнению, но потом это пройдет.

Хочется сказать спасибо всей съемочной группе за кино, которое они снимали 7 лет. Спасибо за сложность чувств и последующих размышлений.
И спасибо редакции Живого Журнала и Формуле Кино ЦДМ за возможность смотреть серьезное кино на большом экране.


Tags: ЖЖ, закрытый показ, про кино, художественный фильм Свидетели
Subscribe

  • Подарок из детства

    Ура!!! Сделала себе подарок из прошлого! Теперь у меня есть наливная ручка и фиолетовые чернила! И даже собственные стихи играют в данном исполнении…

  • Краски прошедшего лета

    Какой бы холодной и дождливой не была погода внутри и вне человека, он всегда может перерисовать ее. В своем воображении, на тетрадном листочке в…

  • По дорогам и тропам Земли...

    Информационное поле последних дней все больше окрашено темным. Плавающий город. Тяжелый и очень смелый и пронзительный фильм Дудя о трагедии в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments